Биография
Позиция
Наследие
Незавершенное
Современники о Собчаке
Политическая деятельность
Юридическая деятельность
Общественная деятельность







Российская Федерация сегодня
№ 4, февраль, 2010

«Он высоко поднял планку…»
Вспоминая Анатолия Собчака

 
  10 лет назад умер Анатолий Собчак — один из видных деятелей новой России, соавтор ныне действующей Конституции страны. Каким он был? Об этом вспоминают те, кто близко знал ученого-юриста, народного депутата, первого мэра Санкт-Петербурга.

   Дмитрий МЕДВЕДЕВ,
Президент РФ,
выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского
(в прошлом — Ленинградского) государственного университета (1987)

    Так сложилось, что мне довелось работать с Анатолием Собчаком в периоды, которые были резко отделены друг от друга чередой событий. Период его преподавания на юридическом факультете университета. И период, когда он стал известным всей стране политиком. В какой-то степени можно говорить о том, что это были два разных человека.   Блестящий ученый, очень интересный лектор, внимательный собеседник. С таким Собчаком я познакомился, когда учился на юридическом факультете. Анатолий Александрович сначала работал на кафедре гражданского права, куда меня пригласили в аспирантуру, а потом возглавил кафедру хозяйственного права. Мы довольно много общались в процессе ежедневной научной жизни, обсуждали различного рода законопроекты, диссертации. У Анатолия Александровича был очень острый ум. Он умел быстро разобраться в проблеме и вынести свое суждение по ней. Выступал всегда ярко и, надо признаться, никогда не щадил авторитетов. У него наверняка было бы хорошее научное будущее, но произошли знаменитые политические события, в ходе которых Анатолия Собчака избрали народным депутатом СССР.   Именно тогда проявился другой Анатолий Александрович, которого, мне кажется, до тех пор многие не знали, не чувствовали.

  Я был молодым аспирантом и довольно активно помогал ему как народному депутату. Видел, как формировалось представление о Собчаке — публичном политике принципиально другого уровня. Вся страна тогда смотрела за тем, как и о чем он говорит. Насколько логичны и выстроены его выступления. Как блестяще он полемизирует. Он состоялся как публичный политик, превратившись из очень яркого, но обычного университетского профессора в политическую звезду, которая засияла на небосклоне советской действительности конца 80-х годов.

  Вообще сейчас легко обсуждать и осуждать то, что было в начале 90-х годов. Но Анатолий Александрович и коллеги, которые были в тот период вместе с ним, работали в крайне сложных условиях.

 Если бы не такие люди, как Анатолий Александрович Собчак, планка целей общественного развития оказалась бы поставлена на значительно более низкий уровень. И тогда мы бы жили сегодня в другой стране. Его радикальность, бескомпромиссность, честность в определении приоритетов в конечном счете сыграли на развитие государства. Может быть, в ущерб ему самому.

  Владимир ПУТИН,
Председатель Правительства Российской Федерации,
первый вице-мэр Санкт-Петербурга (1991—1996)

     Настоящая известность, даже слава пришли к Собчаку в ходе I Съезда народных депутатов СССР. В памяти — кадры прямой трансляции заседаний. Этот человек у микрофона сразу привлек внимание необычным сочетанием образованности, интеллигентности с жесткой принципиальностью. Манерой говорить непривычно четко и грамотно. У него была своя позиция, своя точка зрения. У него были убеждения — и он умел их отстаивать. Анатолия Александровича называли неудобным человеком. Но при этом он умел заставить уважать себя даже оппонентов. Во всяком случае, с ним считались.

  Собчак стал лидером не по должности. Само время позвало в политику именно такого человека — высокого профессионала, человека открытого и убежденного. И это стало знаком того, что в стране наступает другая — новая — эпоха.

  Поколению российских политиков, к которому принадлежал Собчак, было очень непросто. Им приходилось учиться на ходу — на собственном опыте, на собственных ошибках. И сквозь все их ошибки и просчеты мы обязаны разглядеть главное — им удалось преодолеть силу многолетней инерции, изменить сознание людей, вернуть им чувство собственного достоинства, стремление к независимости.

  Анатолий Александрович торопился, постоянно торопился. Он, думаю, лучше многих других понимал, сколько еще предстоит сделать, чтобы построить демократическую и процветающую Россию. Брался за новые и новые дела. И не его вина, что многие замыслы, прекрасные идеи остались нереализованными.

  Он не приспосабливался, оставался верным себе. Не терпел лжи и предательства. Не изменял ни своему слову, ни своим взглядам, ни своим друзьям. Он всегда шел с высоко поднятой головой. И потому на его долю достались и взлеты, и падения.

  ...За пеленой текущих проблем многое уже забывается, но мы обязаны вспомнить сегодня, что благодаря его личному участию нам удалось избежать труднейших событий в голодные зимы начала 90-х годов, когда полностью была разрушена система управления государством и снабжения многомиллионного города. Но благодаря его личному участию удалось избежать кровопролития в период трагических событий 91-го и 93-го годов.

  Сергей МИРОНОВ,
Председатель Совета Федерации

    Я не был очень близко знаком с Анатолием Собчаком и потому не беру на себя ответственность говорить о нем как о своем друге. Но я его уважаю как юриста, как первого мэра Санкт-Петербурга, как человека, который вошел в историю России.

  У меня с ним было несколько памятных встреч. Первая — во время августовского путча 1991 года. Накануне я вернулся из пятилетней командировки в Монголию, где работал геологом. Всю ночь с 19 на 20 августа две петербургские радиостанции призывали горожан в знак протеста против ГКЧП собраться утром на Дворцовой площади. Как и тысячи других, я пришел. Когда начал говорить Собчак, стотысячная толпа приветствовала его одобрительными криками, потому что он высказывал то, что волновало всех нас.

  Потом была работа в парламенте Санкт-Петербурга, где я стал первым заместителем председателя Законодательного Собрания. От Собчака работу с нами курировал первый вице-мэр Владимир Путин.

  Вторая памятная встреча произошла поздно вечером в день выборов в мае 1996 года. Весь день в его приемной было не протолкнуться, а когда стало известно, что Анатолий Александрович проиграл, приемная опустела. Я еще не знал, какие слова ему скажу, но знал, что должен обязательно по-мужски пожать руку.

  Я вошел в его кабинет, где он был один, и уже хотел сказать что-то успокаивающее, как вдруг он заговорил первый. О том, что завтра ему нужно ехать в Москву на заседание Совета Федерации — там будет решаться очень важный вопрос о земле и нужно биться, чтобы было принято верное решение.

  И была еще памятная встреча весной 1997 года. Он пришел на премьеру в Мариинский театр. Шел по центральному проходу, улыбался. Вдруг стал замечать, что некоторые отворачиваются, боясь встретиться взглядом. Причем в большинстве своем те, кто недавно угодливо заглядывал мэру в глаза.

  Анатолий Александрович развернулся и пошел к выходу. Я вскочил со своего места в ложе, побежал вниз, успел перехватить его. О чем-то заговорил, стараясь отвлечь. Через пару минут вокруг уже была толпа народа — и неприятный осадок был снят.

  Меня часто спрашивают: кем бы он был сегодня? Генеральным прокурором? Председателем Конституционного Суда? Об этом бессмысленно говорить — история не знает сослагательного наклонения. Но я знаю одно: Анатолий Собчак — великолепный юрист, настоящий гражданин России — занял бы достойное место в нынешней действительности. Ведь абсолютно не случайно, что из питерской команды Собчака вышли два президента страны. Их уважение к праву — из того времени.

  Людмила НАРУСОВА,
председатель Комиссии СФ по информационной политике,
президент Фонда Анатолия Собчака

    Чем дальше в историю уходит Анатолий Собчак, тем яснее проглядываются его подлинные черты. Как показало время, грязь и наветы, не имеющие под собой никаких оснований, осыпались, те, кто травил его в последние годы жизни, ушли в небытие, а личность Собчака — талантливого, бескомпромиссного государственника, честного патриота своей страны встает в ряд людей, которых будут помнить.

  Ему несправедливо приписывали даже то, против чего он категорически выступал. Мы были с ним не только супруги. Мы были духовные соратники, единомышленники, и потому я доподлинно знаю, что он осуждал. Например, Анатолий Собчак был против Беловежских соглашений, против развала Советского Союза. После апрельского референдума 1991 г., когда большинство граждан высказались за сохранение единой, но обновленной страны, он стал активно работать с Михаилом Горбачевым над документами, позволяющими сохранить демократическую конфедерацию республик с единой энергосистемой, валютой, единой армией и внешней политикой. Документы планировалось подписать в Ново-Огареве 20 августа...   Точно так же он переживал другую трагедию страны — расстрел парламента в октябре 93-го года.

  Некоторые говорят: он — Дон Кихот в политике, опередивший свое время. Я думаю иначе: он рано ушел. Но многое успел сделать. Та планка, которую поднял Анатолий Собчак, так и остается непреодолимой для большинства нынешних политиков.

  Владимир ПЛИГИН,
председатель Комитета Госдумы
по конституционному законодательству и государственному строительству  

  ...Тридцать лет назад Анатолий Александрович Собчак был молод и ярок. Мне в дальнейшем приходилось с ним много встречаться, но, думаю, университетские годы заслуживают особого упоминания. Собчака политика помнят многие, многие ему поклоняются. Собчака преподавателя помнят его студенты. Повторюсь, он был ярок: ярок своей манерой одеваться, своей особой непохожестью, своим языком, своей неудовлетворенностью.   Ради именно неординарной личности преподавателя и желания с ним больше познакомиться я пошел на спецкурс доцента Собчака по праву материально-технического снабжения. Предмет, конечно, был специфичен и особого творчества на первый взгляд не предполагал, но тем более интересно, как через эту сферу права Анатолий Александрович умудрялся показать всю сложность движения огромного хозяйственного механизма великой страны, разворачивая сухую формулу правовой нормы в жизнь.

  Есть сложная грань перехода от занятия наукой к практическому управлению. Анатолий Александрович стал руководителем второй столицы в 54 года. Я думаю, после выборов он впервые по-настоящему столкнулся с проблемой трансформации правильного управленческого решения в реальную жизнь. Предложения Собчака всегда отличались логикой и завершенностью, но их перевод от идеи в действие других иногда был крайне сложен и противоречив. Чиновники часто просто не хотели верить, что Собчак — это надолго, а его решения реалистичны и необходимы.

  Начало девяностых годов минувшего века потребовало выработки и закрепления новых принципов государственности, а часто и общей морали. Небольшая группа людей, в которую входил и А. Собчак, сумела их предложить. Новые принципы частично вошли в текст Конституции России 1993 года — фундаментальнейшего правового документа. Над осуществлением идей, закрепленных в Конституции, нам предстоит работать еще многие годы, и прежде всего в области ментального изменения подхода к организации жизни Великой страны, в которой Собчак был героем и подследственным, реалистом и идеалистом, пессимистом и оптимистом… — но главное, он всегда был ЛИЧНОСТЬЮ, что многие ему не простили тогда и не прощают сегодня.

  Понимание многого, что предлагал Анатолий Собчак, еще впереди.  

Даниил ГРАНИН,
писатель  

  Я наблюдал Собчака в то время, когда мы были народными депутатами СССР. Члены ленинградской делегации общались между собой, в том числе и мы с Собчаком. Он мне очень понравился, поскольку был среди нас единственным человеком, эрудированным в области права. Это было чрезвычайно существенно в той обстановке. Собчак умел облечь наши демократические стремления в деловые юридические формулы. Он был примером независимости от каких-либо интересов — партийных, сословных, коммерческих, карьерных. По состоянию души он подчинялся только совести.

  Собчак сумел одолеть несправедливую судьбу города, при нем областной Ленинград превратился в столичный Санкт-Петербург, к нему вернулась международная значимость культурного центра России, города искусств, науки.

  Впервые мы увидели руководителя города, влюбленного в красоту петровского детища, для которого участие в музыкальной, художественной, театральной жизни города было не служебной обязанностью, а частью его собственного интереса. Для петербургской общественности мэр, обожающий искусство, был в диковинку. Так мы впервые ощутили, что власть, которая прежде была враждебна к искусству, стала радоваться успехам его деятелей, общаться с творческой интеллигенцией. Причем это общение не носило назидательного характера, когда собирают и говорят: вот так надо делать, а вот так — нет!   Не случайно именно при Собчаке появилось понятие “культурная столица России”. И все потому, что Собчак “раскручивал” Петербург как международный центр, крупный европейский город и центр российской культуры.

  Ныне, спустя годы, многое из сделанного Собчаком воспринимается уже не как его заслуга, а как само собой разумеющееся. Годы уносят от нас его романтическую фигуру, его облик, драму его жизни. Коротка и лукава наша память, ей не хочется признаваться в чувстве вины перед ним.

>>> Архив новостей




Copyright © sobchak.org, 2008, All Rights Reserved