Биография
Позиция
Наследие
Незавершенное
Современники о Собчаке
Политическая деятельность
Юридическая деятельность
Общественная деятельность







Невское время
08 сентября 2012 г.
«Собчак думал о людях хорошо и мечтал, чтобы мы жили по закону»
О первом мэре Санкт-Петербурга вспоминает его вдова

Конец лета и начало осени богаты на даты, связанные с именем Анатолия Александровича Собчака. 10 августа ему исполнилось бы 75 лет. А 6 сентября – 21-я годовщина возвращения Санкт-Петербургу его исторического имени. Сегодня о первом мэре нашего города вспоминает его вдова.

Людмила Нарусова,

член Совета Федерации:
- Если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно, - гласят знаменитые строки Владимира Маяковского. Значит, нужно было кому-то, чтобы в 1989 год зажглось на российском политическом небосклоне целая плеяда звезд, среди которых и звезда Анатолия Александровича Собчака, ставшего впоследствии первым мэром Санкт-Петербурга, вернувшим городу его историческое имя. Это появление соответствовало потребнотям нашей страны. Так же как 300 с лишним лет назад появление в нашей истории Петра I. К 1989 году обстановка стала такой, что нужно было что-то менять. Вышедший на экраны в 1990 году знаковый документальный фильм Станислава Говорухина таки называется – «Так жить нельзя». Нужен был импульс, и таковым, конечно же стала объявленная Михаилом Сергеевичем Горбачевым перестройка. Благодаря этому импульсу и стали возможными первыми в стране по-настоящему демократические выборы. Прошло более 20 лет, и многое забывается за пеленой времени. Но те выбоы произвели «эффект разорвавшейся бомбы». Напомню, что партийные функционеры самого разного уровня потерпели на них сокрушительное поражение. И на смену им пришли совершенно новые люди.

Анатолий Александрович сразу же заявил о себе и стал ярчайшей фигурой на том памятном I съезде народных депутатов СССР, потому что выражал с трибуны то, что было очевидным, но о чем люди могли лишь шушукаться на кухне. Анатолий Александрович был адекватен общественному сознанию того времени, поэтому и завоевал мгновенно популярность и авторитет. Неудивительно, что Анатолий Собчак вошел в состав Межрегиональной депутатской группы, которой удалось сделать, казалось бы, «небывалое» - добиться отмены шестой статьи Конституции СССР 1977 года, в которой Коммунистическая партия Советского Союза была закреплена как руководящая и направляющая сила советского общества. Тогда, в 1989 году народ всколыхнулся. Стало понятно, что пришел крах абсолютно бездарной административно-командной системе, при которой то и дело рапортовалось о высоких показателях к очередному съезду КПСС, при которой в стране действовали не законы, а директивы партии и все строилось в зависимости от того, что скажет по тому или иному вопросу партийный съезд. Приказ партии был важнее закона. Поэтому-то советская экономика пришла в упадок.

«Мы с мужем долго не могли купить цветной телевизор» Я отлично помню, как будучи доцентом Института культуры, стояла в очереди за туалетной бумагой, за зубной пастой «Поморин». Больших трудов стоило купить элементарные вещи за собственные деньги. Мы с мужем долго не могли приобрести цветной телевизор, потому что нужно было сначала отстоять в очереди, сдать старый черно-белый телевизор и получить талон, а потом уже с этим талоном опять же стоять в очереди. Разве это не унижение? Люди стояли в очередях на квартиру годами, десятилетиями. Да, жилье в итоге давали. Но ждать нужно было долгие годы, чтобы получить квартиру. И не заработать честным путем, а получить как подачку от государства. Жаль, что об этом забыли те, кто ностальгирует по советскому периоду. При всем уважении ко всем достижениям той эпохи нельзя забывать об очередях, о талонах, о дефицитных товарах, которые можно было купить только по большому блату, имея среди знакомых директора мясного магазина или начальника обувного отдела. Сама система была унизительной для человеческого достоинства.

Конечно же нынешнее положение дел, когда существует такая большая пропасть между богатыми и бедными, тоже нельзя назвать благополучным. Но это не значит, что все было хорошо в Советском Союзе и что демократы разрушили великую страну. Категорически отвергаю это обывательское, поверхностное и невежественное суждение. Ситуация к концу 1980-х была критической. Многие, правда, этого не осознавали до конца.

Я отчетливо поняла, что происходит в экономике, когда Собчак стал мэром. В городе запасов продовольствия было очень мало. Не хватало муки, чтобы выпекать хлеб, хлебозаводы были на грани закрытия. Анатолий Александрович больше всего боялся, что начнется паника. Он неоднократно заявлял, что город, переживший блокаду, не должен во второй раз ощутить голод, и делал, все возможное, чтобы сдержать взрывоопасную ситуацию.

«Чуть не развелись из-за КПСС»

Ответственно заявляю, что Собчак и его сподвижники не желали разрушения СССР. В августе 1991 года Анатолий Александрович уехал в Москву, чтобы участвовать в церемонии подписания нового Союзного договора, который должны были подписать почти все бывшие союзные республики. Договор предусматривал несколько иные отношения, чем прежде. Новое союзное образование должно было стать конфедерацией с единой валютой, с единой энергосистемой, с единой армией. Но это подписание сорвали организаторы ГКЧП, потому что они боялись потерять свою главенствующую роль в государстве и больше беспокоились о собственном благополучии, нежели о судьбах граждан.

Анатолий Собчак изначально не был ярким антикоммунистом, хотя всего в своей жизни добивался, не являясь членом КПСС. Он вступил в партию только в 1988 году, будучи заведующим кафедрой хозяйственного права Ленинградского университета, потому что поверил в Горбачева и в перестройку после возвращения и в перестройку после возвращения из горьковской ссылки Андрея Дмитриевича Сахарова и вывода советских войск из Афганистана. Мы даже чуть не развелись на этой почве, так как у меня были личные основания не доверять коммунистической партии.

Я не собиралась в партию, Анатолий Александрович решил вступить, чтобы тем самым помочь в начатых в стране преобразованиях, хотя на тот момент еще не занимался политической деятельностью. Он понимал, что при номенклатуре, которая тогда властвовала, ни о каких преобразованиях в партии и в стране речи быть не может, поэтому нужны новые люди, в том числе и среди рядовых коммунистов. Поэтому и вступил в КПСС – чтобы изнутри ее разрушить. Что, собственно, и произошло. Анатолий Александрович был делегатом последнего XXVIII съезда КПСС, на котором так же, как Гавриил Попов и Борис Ельцин, сделал заявление о выходе партии. Это решение было мотивировано тем, что «партия не хочет меняться, а пытается сохранить свою главенствующую роль, несмотря на отмену шестой статьи Конституции».

«Мэром Ленинграда он бы работать не стал»

Одним из главных дел в жизни Анатолия Александровича стало возвращение нашему городу его исторического имени. Правда, теперь появились различные домыслы, что якобы Собчак, возглавлявший тогда Ленсовет, был против этого возвращения. Предположение о переименовании действительно поступило от депутатов Ленсовета. Тогда же депутаты демонстративно ставили на свои столики трехцветный российский флаг. И было это еще до августовского путча и последовавших за ним событий. Вот против таких самовольных выходок Собчак действительно возражал. Он как юрист понимал, что законодательный орган должен действовать по законам государства и под тем флагом, который признан официально. Что же касается переименования, то Анатолий Александрович напоминал депутатам, что каждый раз в нашей истории название города менялось легким росчерком пера чиновников. Он подчеркивал, что даже избранные депутаты не должны своим волевым решением менять название, что только граждане посредством референдума должны определить, в каком городе жить дальше. Так что Анатолий Александрович не возражал против переименования, а выступал за законность принимаемых решений, как и положено в правовом государстве. Более того, накануне референдума, который совпадал с выборами мэра, он заявил, что предпочитает быть мэром Санкт-Петербурга, а не Ленинграда. И если бы вопрос о возвращении городу его исторического имени был решен отрицательно, то Собчак отказался бы от должности мэра. О чем он и заявил публично. При этом Анатолий Александрович всегда уважительно относился к героическому прошлому города и отлично понимал, что такое блокада и оборона Ленинграда. Так уж получилось, что Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О возвращении городу Ленинграду его исторического названия Санкт-Петербург» вышел 6 сентября 1991 года, а 8 сентября исполнялось 50 лет со дня начала фашисткой блокады. Обратившись к горожанам, мэр подчеркнул, что, говоря о том героическом периоде, уместно произносить название Ленинград. А вообще, люди в ту войну защищали не название города, а свою землю, свою Родину, свое достоинство, своих близких. Так что возвращение имени никак не оскорбляет чувства блокадников, к которым Анатолий Александрович относился с глубочайшим почтением.

При этом, будучи мэром Санкт-Петербурга, Анатолий Собчак хотел выстроить конструктивные отношения с Ленинградской областью. Все-таки город и область – это единый хозяйственный организм, который искусственно разделили.

Ленинградская область… Почему-то считается, что название – это не главное. Но вот, например, наименование должности главы нашего города. Как это – губернатор Санкт-Петербурга? Губернатор без губернии! Если не нравится иностранное слово «мэр», можно было придумать альтернативное русское название: градоначальник, городской глава, но никак не губернатор. А возвращаясь к отношениям Собчака и депутатского корпуса, скажу, что противостояние действительно было. Особенно обострилось оно из-за того, что после августовского путча, когда представляли списки на награждения участникам сопротивления ГКЧП и Ельцин с большим удовольствие их подписывал, Собчак вычеркнул из петербургского списка всех, включая себя. Таким образом, депутаты Ленсовета остались обделенными и, наверное, эту обиду так и не простили. Кстати, Анатолий Александрович не имел ни одной государственной награды. «Отказались все, включая Путина. Все, кроме Яковлева»

К сожалению, Анатолий Александрович был слишком доверчивым, прекраснодушным. Он хотел о людях думать хорошо. Поэтому и нашлись те, кто его предал. Особенно это проявилось в преддверии новых выборов в 1996 году. Тогда поступила команда сверху не допустить переизбрания Собчака, потому что его расценивали как реального претендента на президентский пост.

Нескольким людям из ближайшего окружения мэра (люди эти теперь широко известны) предлагали идти на губернаторские выборы и таким образом стать соперниками своего шефа. Категорически отказались все. Кроме Яковлева. А среди отказавшихся был и нынешний президент России, работавший тогда заместителем Собчака. Он четко сказал: «Лучше быть повешенным за верность, чем награжденным за предательство».

А вот Яковлев согласился. Как только Анатолий Александрович узнал о намерениях Владимира Анатольевича, так сразу же вызвал его и попросил внести ясность, сказав следующее: «Если вы собираетесь идти на выборы, если не согласны с проводимой мною политикой, то должны уйти из правительства и находиться в оппозиции». В ответ Яковлев, лицемерно пустив скупую мужскую слезу, воскликнул: «Да что вы, Анатолий Александрович, никогда я не пойду против вас». Собчак поверил, а Яковлев так до конца и оставался его заместителем. Так что говорить о человеческой порядочности в данном случае не приходится.

Против Собчака в тот момент была пущена вся мощь пропагандисткой государственной машины, но Анатолий Александрович не очень на это реагировал… Сам Анатолий Александрович, говоря о своем поражении, больше переживал не за личное поражение, а за то, что не сумел «очеловечить бюрократическую машину». Это показали и сами выборы, на которых впервые были опробованы грязные технологии с клеветой, массовым зомбированием населения, фальсификацией результатов. Если бы выборы были честными и демократическими, то и поражение не было бы столь болезненным, если бы оно вообще было возможным. Напомню, что Собчак проиграл с минимальным разрывом – менее 2 процентов. Во многом это стало возможным за счет тех, кто голосовал за Яковлева по команде. Конечно же, используя административный ресурс, мэр мог бы приплюсовать себе необходимое количество голосов. Но он на это не пошел.

«Бригаду журналистов за собой по стройкам не таскал»

Сложилось обывательское представление о том, что мэр ходил только по театрам да по презентациям. Но в театры, в филармонию, в концертные залы он ходил вечером, после рабочего дня! Как и на презентации. На которых, к слову, искал возможности получить денег от бизнесменов на те или иные городские проекты. А с утра ходил по стройкам, подвалам, по чердакам.

Только он не таскал за собой бригаду журналистов, как это стал делать его преемник. И никогда не занимался популизмом, зачастую поступал в ущерб собственным интересам. Например, в 1995 году ему сообщили об аварийной обстановке на участке метро «Лесная» - «Площадь Мужества», когда там произошел размыв. Стало понятно, что нужно закрывать этот аварийный участок и людям от «Лесной» до «Площади Мужества» придется добираться наземным транспортом, а это создаст определенные неудобства и тем самым вызовет раздражение у горожан. Нужно было решать – подождать до выборов или закрыть участок метро немедленно. Анатолий Александрович принял убийственное для себя решение о незамедлительном закрытии, как оказалось, на долгих восемь лет. Хотя мог поступить иначе, а случае трагедии сослаться на стихийные обстоятельства, но он этого не сделал. …Главная цель, ради которой Анатолий Александрович решил пойти во власть, - создание правового государства. Увы, до сих пор наше государство трудно назвать таковым, хотя об этом четко сказано в первой статье Конституции РФ, одним их авторов которой был и Анатолий Собчак. Так же, как нельзя утверждать, что наше государство чвляется социальным, несмотря на то, что так гласит седьмая статья той же Конституции. Но так должно быть.

Собчак неоднократно говорил, что главная ценность – человек, а государство должно обслуживать человека. Но эта задача была невыполнимой и тогда, остается таковой и сейчас. Разве сегодня можно сказать, что государство обслуживает человека. Нет, конечно. Человек по-прежнему поставлен в униженное положение перед государством, которое сам и содержит как налогоплательщик.

Жить по закону – вот о чем мечтал видный реформатор конца ХХ века, первый и единственный мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак.

Записал Константин Глушенков

>>> Архив новостей




Copyright © sobchak.org, 2008, All Rights Reserved