Биография
Позиция
Наследие
Незавершенное
Современники о Собчаке
Политическая деятельность
Юридическая деятельность
Общественная деятельность







Аргументы и факты
№ 32,2012-12-06
Легенда о горящем сердце.


10 августа исполнилось бы 75 лет Анатолию Собчаку
Он был одним из самых ярких политиков перестройки, первым и единственным мэром Санкт-Петербурга, старшим другом В. Путина и Д. Медведева. А по сути Собчак и есть родоначальник той государственной элиты, против которой теперь бунтует его дочь, белоленточная оппозиционерка Ксения Собчак.

В конце 80—х – начале 90-х он, профессор-юрист, завкафедрой хозяйственного права юридического факультета ЛГУ, занесенный в политику волной горбачевской перестройки, был символом демократии, образцом интеллигентности и элегантности. Им восхищались, его речам внимали, стояли за него горой. На взлете 90-х его ругали и клеймили за пренебрежение законом, пустословие, презрительное высокомерие и сибаритство, бездарное руководство городом, неумением управлять и созидать. Он потерял пост мэра, оказался фигурантом скандального уголовного дела, от него отвернулись сторонники. Он тайно бежал из страны в Париж. А в 1999-м вернулся из вынужденной эмиграции на белом коне в предвкушении нового блестящего поворота в политической карьере. Но 20 февраля 2000-го внезапно умер при странных обстоятельствах в Светлогорске Калининградской обл. Судачили об отравлении алкоголем, о шашнях с молодой любовницей и убийственном воздействии виагры.

А еще о том, что «слишком много знал». Официальная версия – умер от болезни сердца. «Это не просто смерть, я считаю, что это – гибель. И это, конечно, результат травли», - сказал на его похоронах В. Путин. Анатолий Собчак жил ярко, оппонентов и врагов не щадил, тяжело переживал свое политическое поражение. Может, и правда, сердце не выдержало.

Жажда перемен

В сумасшедшие 90-е, чтобы сделать стремительную политическую курьеру, не нужны были ни политтехнологи, ни имиджмейкеры, ни миллионные вливания и мощный лоббистский ресурс. Страна не просто ждала перемен, как пел В. Цой, она их жаждала. И «скромный, никем не поддерживаемый профессор университета», как говорил о себе А. Собчак, на волне всеобщего очарования его личностью достаточно легко в 1989 г. Был избран народным депутатом СССР, с изяществом переговорив на теледебатах начальника участка судостроительного завода. На Первом съезде вошел в состав Верховного Совета СССР. Те, кому довелось пожить в годы перестройки, помнят, как телезрители прилипали к экранам, когда на Первом съезде Верховного Совета СССР выступал член Межрегиональной депутатской группы (МДГ) А. Собчак. Однажды водитель московского троллейбуса даже вывел через микрофон трансляцию со съезда в салон: «Я, как юрист, считаю…». Он был блестящим оратором, как и многие из тех, кто входил в первую парламентскую демократическую фракцию, - Б. Ельцин, академик А. Сахаров, 1-й мэр Москвы Г. Попов, историки Ю. Афанасьев и Ю. Карякин, публицисты В. Коротич и Ю. Щекочихин, знаменитые следователи Т. Гдлян и Н. Иванов. Именно эти люди вскрывали болезненные язвы политической системы.

И вот ведь загадка – ряд видных политиков тех лет позднее ушли из жизни при весьма странных обстоятельствах. Член МГД Галина Старовойтова, рядом с которой похоронен А. Собчак, убита в 1998 г. выстрелом в подъезде собственного дома. С. Юшенков убит тремя выстрелами 17 апреля 2003 г. около собственного дома в Москве. Ю. Щекочихин умер после загадочной скоротечной болезни в июле 2003 г. Многие считали, что его отравили.

Растоптали

У революционного писателя М. Горького есть рассказ – легенда о Данко, который вывел людей из леса в прекрасную степь, осветив им дорогу своим горящим сердцем. И как потом эти же люди растоптали его горящее сердце ногами. Почитатели Собчак часто сравнивали его с горьковским героем. Но был ли он тем героическим Данко?

Его принято считать демократом до мозга костей, одним из авторов действующей Конституции. Но, когда, в 1990 г. возникла идея введения в стране президентского поста, оказался в числе партийной номенклатуры, ратовавшей за совмещение постов президента СССР и генсека ЦК КПСС, за избрание главы государства, оказался в числе партийной номенклатуры, ратовавшей за совмещение постов президента СССР и генсека ЦК КПСС, за избрание главы государства не всенародным голосованием, а делегатами съезда. И в КПСС он вступил в 1988-м, когда многие бежали из нее, как от чумы. Говорят, не хватило политического чутья. Его политические оппоненты – депутаты Ленсовета – утверждали, что и переименованию Ленинграда в Санкт-Петербург он, став главой города, якобы противился. Но в историю первый мэр Северной столицы вошел человеком, при котором городу было возвращено историческое название. В апреле 1990-го Собчака избрали депутатом Ленсовета, где демократы были в большинстве. Спустя всего лищь 10 дней он стал председателем Ленсовета. Но уже к осени многие депутаты стали считать его избрание ошибкой, обвиняли в неумении организовать работу. Критика переросла в настоящее противостояние с депутатами, после того как 12 июня 1991 г. Собчак был избран мэром Ленинграда. Один из людей в окружении мэра Санкт-Петербурга спустя годы в частном разговоре признается: Собчак был ярким политиком с нулевым опытом хозяйственника, и принимать за него решения, подчас рискованные, приходилось другим.

Эмоциональность и доверчивость А. Собчака не раз играли с ним злую шутку. Самый показательный пример – его бывший помощник, депутат Заксобрания Санкт_петербурга Юрий Шутов. В 2006 г. он был приговорен к пожизненному лишению свободы по обвинению в заказных убийствах, покушениях на убийства, похищениях людей и ряде других преступлений в составе ОПГ. Он был одним из подозреваемых в убийстве в 1997 г. вице-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Маневича. Хоть сам Шутов утверждал, что уголовное дело – месть за едкую критику мэра. На губернаторских выборах 1996 г. соперником мэра Петербурга стал его заместитель В. Яковлев, которого Собчак когда-то вытащил в правительство с рядовой инженерной должности. Действующий мэр проиграл выборы, а вскоре лишился и поста председателя правительства города. После поражения на выборах Собчак оставался знаковой политической фигурой, но и врагов у него было пруд пруди. В стремительно нищавшем городе многих раздражали и бесчисленные зарубежные вояжи Собчак, и чрезмерная активность его супруги, которую в Питере называли «наша Раиса Максимовна», и стремление улучшить жилищные условия в роскошной квартире на Мойке. 3 октября 997 г. следователи прокуратуры, несмотря на заявление Собчака о болезни, пытались силой доставить его на допрос как свидетеля по делу о коррупции в органах власти Санкт-Петербурга. Лишь настойчивое требование жены вызвать «скорую помощь», определившую инфаркт, заставило следователей отказаться от своих намерений. Около месяца Собчак находился в отделении кардиореанимации 122-й медсанчасти, затем был переведен в клинику Военно-медицинской академии, к главному кардиохирургу города генерал-полковнику Ю.Шевченко. А потом была загадочная госпитализация в парижскую клинику якобы на личном самолете друга семьи М. Растроповича, организованная Л. Нарусовой.

…Незадолго до смерти Собчака спросили: вектор демократического развития при президенте Путине останется или нас ждет тоталитаризм? «Нет, тоталитаризм нас не ждет. Я уверен, что демократический вектор развития России усилится…Время прямолинейных решений, попыток задавить, расправиться с противником, мне кажется, уходит в прошлое…Но будет другое. Будет укрепление государства, будет органическое вкрапление или органическая интеграция в государство силовых структур, которые до сих пор находятся как бы в качестве инородных тел», - уверял Собчак.

Мог ли он представить, что главным ниспровергателем его утверждений окажется любимая дочь Ксюша?

Татьяна НЕТРЕБА

>>> Архив новостей




Copyright © sobchak.org, 2008, All Rights Reserved